Медали

З С Б
Китай 51 21 28 100
США 36 38 36 110
Россия 23 21 28 72
Великобритания 19 13 15 47
Германия 16 10 15 41
Австралия 14 15 17 46
Южная Корея 13 10 8 31
Япония 9 6 10 25
Италия 8 10 10 28
Франция 7 16 17 40
Магазин в Пекине. Фото AFP

С китайским размахом

05.08 17:36

Олимпийские игры в Пекине станут самыми масштабными в истории практически по всем возможным показателям. Рекордным станет количество участников, гостей и видов спорта в программе. С финансовой точки зрения размах Олимпиады в Пекине также беспрецедентен - по объему бюджета Пекин многократно превосходит все олимпийские столицы прошлого. А вот удастся ли китайской столице получить от Игр что-то помимо престижа и почета, пока остается под вопросом.

Вопреки существующему стереотипу об убыточности больших спортивных мероприятий, большинство Олимпиад последнего времени сводили свой баланс с неплохим профицитом. Так, Олимпийские Игры в Сеуле, Барселоне, Атланте и Сиднее принесли своим организаторам суммы, измеряемые в сотнях миллионов долларов. Образцом в этом смысле стала Олимпиада 1996 года, которую в свое время серьезно критиковали за организацию. Не исключено, что именно поэтому экономиная Атланта и заработала в итоге почти миллиард в американской валюте.

Обратным примером стал Монреаль-1976. Игры, проведенные в разгар экономической депрессии в Северной Америке 70-х, оказались абсолютно провальными с финансовой точки зрения. Капитальные расходы превысили сумму предполагаемого за несколько лет до Олимпиады бюджета в пять раз. В итоге канадский город остался в миллиардных долгах, выплачивать которые пришлось в течение двадцати с лишним лет. Что еще хуже, преданность олимпийским идеалам привела Монреаль к снижению его кредитного рейтинга, что в нелегких экономических условиях того времени было серьезным ударом почти по каждому жителю.

Последние игры в Афинах, при почти безупречной организации, оказались на редкость неудачным коммерческим предприятием. Компенсировать многомиллиардную дыру в бюджете удалось лишь благодаря прямому вмешательству государства, закачавшего в строительство объектов четыре с лишним миллиарда долларов сверх плана. Спортивных объектов было построено много, но Греция - маленькая страна, просто не нуждавшаяся в таком количестве первоклассных сооружений. Многие из них до сих пор поддерживаются за счет госбюджета, поскольку после Игр им не нашлось никакого применения.

Китай подошел к организации Олимпиады сообразно со своим свежеприобетенным статусом "новой сверхдержавы", то есть с размахом и помпезностью. В Пекине построено двенадцать новых спортивных арен, включая Национальный стадион - открытый 91-тысячник, на котором пройдут церемонии открытия и закрытия Игр, а также соревнования по легкой атлетике и футбольный финал. Стоимость одного только этого гиганта составила 423 миллиона долларов - чуть меньше половины от всех запланированных инвестиций в Олимпиаду-2000 в Сиднее. В то же время значительная часть соревнований пройдет на старых площадках, впрочем, реконструированных или капитально отремонтированных.

Расходы на Олимпиаду в целом, равно как и прибыль, подсчитать непросто. Во-первых, неясно, включать ли траты на капитальное строительство в итоговую смету, ведь многие из них напрямую с Олимпиадой не связаны. В частности, близ Шанхая возведен самый длинный мост в мире, что было сделано не в последнюю очередь для улучшения инфраструктуры накануне Олимпиады. Однако в олимпийские расходы потраченные на него юани внесены не будут. Равно как и три миллиарда долларов, вложенные в строительство нового международного аэропорта в Пекине. Если суммировать расходы на все подобные проекты, то получается, что Китай потратил чуть менее полсотни миллиардов долларов.


Вид на Национальный стадион в Пекине. Фото AFP
Что касается собственно спортивных арен, то общие расходы на них составят чуть менее двух миллиардов долларов. Это значительно скромнее предыдущей цифры, но все равно намного больше, чем на любой предыдущей Олимпиаде. С учетом значительно меньшей стоимости рабочей силы в КНР по сравнению с США, Австралией или Грецией, сумма весьма впечатляющая. Впрочем, в этот список не входят расходы на реконструкцию арен в других городах, так что несколько сотен миллионов долларов так или иначе придется добавить.

Текущие траты на организацию будут подсчитаны только по окончании Игр. Хотя и так по опыту предыдущих Олимпиад ясно, что если не будет землетрясений и терактов, то они составят незначительную цифру по сравнению с капитальными расходами и сильно смету не испортят.

С доходами ясности чуть больше. Ожидается, что прямые поступления организаторам будут по сравнению с тратами сравнительно небольшими. Тем не менее, и здесь Китай запланировал рекорд. От телетрансляций поступит 1,7 миллиарда долларов, спонсоры внесут в общую копилку около 900 миллионов. Сколько Пекин получит от реализации билетов, сказать трудно. Обычно эти суммы измеряются десятками миллионов долларов. В этот раз билетные доходы могут оказаться ниже, поскольку Китай проводит Игры не столько для иностранных туристов, сколько для своих собственных граждан. Иностранцам дали всего лишь 20 процентов всех входных билетов, что означает сравнительно невысокую внешнюю туристическую активность.

Тем не менее, есть еще и доходы косвенные. И скрупулезные китайцы их уже подсчитали. В частности, ВВП Пекина скорректирован с учетом "олимпийского фактора", который, как выяснилось, добавил к ежегодному росту 1,14 процентных пункта. Это совсем немало, если исходить из нынешнего объема экономики китайской столицы - 132 миллиарда долларов или почти триллион юаней. Таким образом, в течение последних четырех лет Игры добавили к общему ВВП около трех миллиардов.

Этот рост продолжится и в будущем, поскольку, в отличие от Греции, олимпийские объекты в Китае, не говоря уж об инфраструктурных, еще долго будут приносить прямую и косвенную прибыль. Скорее всего, со временем удастся отбить те самые 50 миллиардов, потраченные китайским правительством и инвесторами. А если немного и не доберут, то плакать об этом никто не будет. Денег в Китае и так хватает, благо страна держит абсолютное лидерство в мире по своим золотовалютным резервам. А вот принять Олимпиаду не каждый раз доводится даже самым могущественным государствам мира. Престиж и внешнее признание как "новой сверхдержавы" для Китая сейчас явно важнее, чем несколько миллиардов долларов.

Дмитрий Мигунов